25 мая 2009 г.

Уроки для начинающих руководителей
Каждому руководителю, рано или поздно, приходится сталкиваться с проблемой подбора персонала и распределения функциональных обязанностей (если, конечно, это не семейный бизнес, предполагающий распределение ролей, обязанностей и доходов согласно семейно-иерархическому принципу).

Лозунг "Кадры решают все" - стар, но по-прежнему актуален для всех руководителей. Но вот оценка рисков, связанных с неправильным подбором персонала, руководителями государственных и частных предприятий во многом отличается. Вот только несколько примеров:

Реакция руководителя государственного и частного предприятия на возможные риски

Воровство - Убыток государству (читай – никому) - Мои собственные убытки (значимость ущерба вырастает на порядок)

Лень - Это отличительная черта нашего народа, ничего не поделаешь! - Моя недополученная прибыль!

Халатное отношение к оборудованию, другим материальным ценностям - Списываем, иногда, не без пользы для себя - Мои дополнительные расходы. А все из-за этого…

Ложь, приписки, «липовые отчеты» - Обманули государство – что ему сделается - Обманули меня! Меня считают доверчивым глупцом!
И этот список можно продолжать до бесконечности! А поводов для беспокойства найдется великое множество - от неприветливого общения с клиентами, до промышленного шпионажа в пользу конкурентов. И вот именно эти-то моменты могут стать не только поводами для беспокойства, но и перерасти в серьезные комплексы руководителя, особенно, если у него нет надежной кадровой службы, готовой взять на себя ответственность за подбор специалиста.
Какую же модель отношений с сотрудниками выбрать руководителю - "Никому не верю", "Всех люблю", "Доверяй, но проверяй", "Учет и контроль", или какую-либо еще?
Сейчас пресса просто пестрит советами для соискателей - "Как произвести впечатление на работодателя", "Нужно ли говорить правду на собеседовании" и т.д. Однако не много вы найдете материалов, направленных на оказание практической помощи руководителю.
Итак, урок №1 "Как же уберечь психику руководителя от потрясений, связанных с нанесением предприятию \ ему материального ущерба".
Прежде всего, нужно быть морально готовым к тому, что такие факты будут обнаруживаться, причем чаще, чем хотелось бы. Следовательно, относиться к этому нужно философски!
* Планируя бюджет заложите (хотя бы мысленно) статью "Непредвиденные убытки по вине персонала". Это вовсе не означает, что вы закроете глаза на факт хищения в пределах энной суммы. Просто, планируя распределение доходов, вы не будете уж очень рассчитывать на эти деньги. Следовательно, этот возможный ущерб не станет для вас критичным.
* Можно также создать в компании страховой фонд.
* Не храните все яйца в одной корзине - распределяйте центры финансовой ответственности, не замыкайте на одном человеке управление основными доходами \ расходами.
* Если это неприятное событие все-таки случилось, то не впадайте в панику. Проанализируйте причины и возможности для возникновения этой ситуации, но не занимайтесь самокопанием, не зацикливайтесь на этом! Вовсе не все сотрудники воры, которые только и ждут удобного момента. Большинство из них вполне заслуживают вашего доверия.
* Доведите информацию об инциденте сотрудникам, сохраняя спокойствие. Они должны видеть, что, с одной стороны - вы все держите под контролем, раз выявили злоумышленника; с другой стороны - никакие неприятности, даже такое предательство, не могут вывести вас (а значит и компанию) из равновесия. Это очень повысит ваш рейтинг.
* Посмотрите на проблему с определенной долей иронии, постарайтесь найти положительные моменты даже в этой ситуации. Думаете, это невозможно? Отнюдь.
Вот только один пример:
Перспективный менеджер, которому вы доверяли, присвоил крупную сумму денег. Это - плохо.
*Рассмотрим ситуацию с другой стороны. В силу вашего доверия и его перспективности, очень скоро вы могли назначить его коммерческим \ финансовым директором - следовательно, возможностей для хищений у него стало бы значительно больше (да и суммы были бы не на один порядок выше). Но вы вовремя распознали его сущность, а значит предотвратили возможные убытки будущих периодов. А это уже хорошо!
* Служба безопасности, чувствуя свою вину, начнет работать с удвоенным рвением. А это всегда полезно.
* Служба персонала будет бдительнее при подборе сотрудников.
* Возникшую вакансию займет новый перспективный менеджер, который, как все новички, будет очень стараться подтвердить свое профессиональное мастерство, принося тем самым пользу компании. И т.д.
Короче говоря, помните о законе интерпретации - "Каждое событие само по себе нейтрально. Окраску ему придает только наше отношение к нему".
Видите, и не все так уж плохо!

1 комментарий:

  1. Большое спасибо за статью! Многие интересующие меня вопросы автор четко осветил с разных сторон. Надеюсь, что эта статья поможет мне избежать ошибок! http://www.gwgroup.ru/

    ОтветитьУдалить

 

+38044-383-50-34
(c) 2008-2009 TradeMaster